Меню Поиск

Икра новосибирского производства получила федеральный Знак качества


 
Созданная около года назад Российская система качества (Роскачество) активно исследует различные категории товаров, и первые же экспертизы показали, что проблем в этой сфере немало. Из 1300 проверенных товаров новый российский Знак качества получили немногим более шестидесяти. Одной из них стала икра "Обкомовская", которую выпускает новосибирская компания "Смак".

По данным Роскачества, икра была одной из первых категорий товаров, которая заинтересовала потребителей с точки зрения включения ее в список веерных исследований Роскачества. Возможно, потому, что красная икра - один из любимых деликатесов в нашей стране. Ведомство действует как обычный потребитель: товары берутся с магазинных полок, а не запрашиваются у производителя, в таком случае несутся все те же риски, что и у рядового покупателя. Нарушения могут возникнуть на уровне производителя, дистрибьютора, логиста, торговой сети, конкретного магазина. Что касается икры, то, как правило, качество этого товара страдает из-за нарушений температурного режима при производстве и хранении.

По информации портала Роскачества, в целом ряде образцов икры была обнаружена кишечная палочка. Из прочих нарушений: плесень, повышенное содержание дрожжей, жидкая консистенция, горький, неприятный вкус. Из исследованных торговых марок - а их было более двадцати - лишь три получили Знак качества. Это означает, что продукт соответствует не только ГОСТ, но и более строгим нормативам, которые были определены Роскачеством. Одной из трех "образцовых" торговых марок, отмеченных ведомством, и стала новосибирская "Обкомовская".

- Икра - продукт уникальный, как по своим физико-химическим показателям так и по требованиям к условиям производства, транспортировки и реализации, это отражается на условиях, которые  должены соблюдать все участники товаропроводящей цепи, чтобы поставлять конечному потребителю качественный продукт. Например, температура хранения лососевой икры - от минус четырех до минус шести градусов. Такого температурного режима не требует ни один другой продукт, даже близкие к икре рыбные пресервы, а значит, для хранения и транспортировки икры необходимы специальные авто- либо ж/д рефрижераторы , холодильные камеры и торговое оборудование. Далеко не каждый поставщик сможет организовать и проконтролировать соблюдение "холодной цепочки" на всем протяжении пути продукта от мест вылова рыбы до прилавков торговых сетей. Нарушение условий транспортировки, хранения и реализации ухудшает качество икры не менее, чем просчеты технологов при ее производстве , - подчеркивает руководитель производственной компании "Смак" Андрей Черепенников.

На качество икры влияют, как это не удивительно, и климатические условия в местах вылова рыбы. Чем холоднее вода в момент выемки рыбы из воды - тем качественнее ее мясо и, соответственно, икра. Бывают ситуации, когда рыба, еще находясь в неводах уже "сварилась", потом ее еще везут на завод, разделывают… Говорить о хорошем качестве в этом случае, увы, не приходится. Компания "Смак" выпускает продукцию с 1998 года и за это время сумела наладить контакты с надежными и технологически передовыми предприятиями Дальнего Востока.

- Четыре путины подряд я сам работал на Сахалине: выходил в море с рыбаками, сопровождал транспорт с рыбой-сырцом на завод, наблюдал за разделкой/заморозкой рыбы, общался с технологами… Приходилось участвовать (в качестве представителя рыбаков) и в антибраконьерских рейдах правоохранительных органов, - вспоминает Андрей Черепенников. - Этот опыт помогает выпускать качественный продукт и разбираться в причинах нарушения качества икры-сырца. Вторым, не менее важным аспектом, помимо "холодной цепочки", является строгое соблюдение технологии и чистота производства. Икра - это живой продукт, она поступает на стол потребителю без термической обработки, в отличие, скажем, от той же свежемороженой рыбы или консервов, поэтому любое нарушение техпроцесса приводит к серьезному ухудшению качества. Человеческий фактор тут играет очень большую роль, так как ручной труд составляет до 90% всех технологических операций. Компания "Смак" уже сегодня успешно внедрила международную систему контроля качества и безопасности продукции ХАССП, хотя пока ее внедрение носит рекомендательный характер. Сейчас продукция под ТМ "Обкомовская" реализуется на территории Сибирского и Уральского федеральных  округов, во всех торговых центрах компании "Метро кэш энд кэрри", на Кавказе, в Крыму, в Кыргызстане и республике Казахстан. Еще одна особенность икры, отмечает Андрей Черепенников, в том, что федеральные компании-производители не имеют особых преимуществ перед небольшими региональными, если у последних правильно поставлены техпроцессы и логистика. Мы можем реализовывать свою продукцию на всей территории РФ и стран Таможенного союза. Единственным, но очень существенным препятствием в этом для компании является недостаток финансирования, пока "Смак" в поиске своего инвестора.

Кстати, федеральное ведомство будет и в дальнейшем исследовать ту продукцию, что была отмечена Знаком качества: чтобы "отличники" не снижали высокой планки. Компании к этому не привыкать, говорит руководитель, ведь, помимо этого, мы находимся под пристальным контролем местных контролирующих органов, а также ежегодно проходим аудит федеральных торговых сетей, таких как "Метро", "Ашан", "Лента".

Справка

Торговая компания "Смак" была образована в 1998 году. Основным направлением деятельности является упаковка и реализация икры лососевых рыб. "Обкомовская" является зарегистрированной торговой маркой компании. Предприятие аттестовано на право экспорта своей продукции в страны Таможенного Союза. Стоит отметить, что в Республике Казахстан "Обкомовская" занимает лидирующие позиции. Есть у компании опыт выпуска продукции под собственными торговыми марками сетевых ритейлеров, так, с 2014 года ПК "Смак" изготавливает и поставляет  торговой сети ООО "Метро Кэш энд Кэрри" икру под ее собственной торговой маркой "Fine Life".


Источник: Российская Газета. Автор: Никита Зайков